Панические атаки: симптомы и лечение

Панические атаки (ПА или эпизодическая пароксизмальная тревожность) являются следствием заболевания, которое может быть вызвано эмоциональным расстройством, стрессом. Периодичность может быть разной, варьироваться от одного раза в год до нескольких вспышек в течение дня. Для данного нарушения также характерна постоянная боязнь того, что проблема может повторяться снова и снова. Как правило, заболеванию подвержены молодые люди в возрасте 20-25 лет, что составляет примерно 3-5% населения.

ПА представляет собой комплекс симптомов, где ярко выражены чувство страха, тревоги, обеспокоенности, которые достигают своего пика в течение нескольких минут, после чего постепенно снижаются. Развитие болезни может происходить вследствие различных психопатологических изменений личности.

Причины появления панических атак

С проблемой сталкивался каждый человек хоть раз в жизни. Как правило, это вполне естественная реакция на факторы стресса. Кроме того, ПА проявляются при психических и психосоматических расстройствах, в период депрессии.

Приступ проходит у всех по-разному, кто-то ощущает лишь чувство тревоги, а у других состояние сопровождается страхом и ужасом.

Подобные проявления можно разделить на три основных вида:

1. Спонтанные приступы страха, появляющиеся без видимых на то причин.
  2. Ситуационные атаки, зачастую реакция на стрессовую ситуацию или ее ожидание.
  3. Условно-ситуационные, которые возникают вследствие химического или биологического толчка, например, прием алкоголя или наркотиков, сбой гормонального фона.

Основные симптомы

ПА можно разделить на типичные и атипичные. При этом интенсивность и вариабельность может быть совершенно разной как у группы людей, так и у одного человека.

К типичным относятся приступы, проявляющиеся нарушениями сердечно-сосудистой системы. Это тахикардия, боли в груди, проблемы в работе сердца, что вызывает у пациентов страх смерти, связанный с заболеваниями сердца, например, инфарктом. Во время эпизодической пароксизмальной тревожности увеличивается артериальное давление, что в свою очередь, вызывает боязнь развития гипертонического криза. Еще одним распространенным симптомом является ощущение удушья, больному кажется, что он не может дышать. Для данного типа ПА характерны чувство жара или холода, головокружение, тошнота, страх смерти.

К атипичным атакам относятся: судороги в мышцах ног и рук, нарушение походки, зрения или слуха, повторяющаяся рвота, псевдопарезы, а также потеря сознания. В конце в частых случаях наблюдается сильное мочеиспускание.

Приступы возникают в большинстве случаев внезапно, их симптоматика прогрессирует достаточно быстро в небольшой временной промежуток, это отличает болезнь от других соматических заболеваний. Зачастую тревожное состояние настигает человека в период бодрствования. Если ПА начинается во время сна, то он более длительный и, как правило, тяжелый. В среднем состояние длится не более получаса.

Что делать при панической атаке?

Время между приступами эпизодической пароксизмальной тревожности может существенно отличаться у разных пациентов и длиться как пару дней, так и несколько месяцев или даже лет. В основном в этот период развивается чувство страха, что все повторится, а это уже является причиной развития депрессии. Многие боятся приобрести тяжелое соматическое заболевание, что вызывает ипохондрию.

Не стоит забывать, что симптомы ПА такие же, как и у многих других болезней соматического типа. Именно поэтому, в первую очередь, следует пройти обследование у специалистов, чтобы исключить развитие серьезных осложнений. Как правило, нужно исключить стенокардию и тахикардию, бронхиальную астму, гипертонические болезни, нарушения со стороны эндокринной системы, а также гормональные сбои.

Первое, что делает пациент, это обращается к терапевту, а также узкоспециализированным врачам – кардиологу или неврологу. Если нарушений в работе систем и органов не было найдено после проведения соответствующей диагностики, тогда следует обратиться за помощью к специалисту в области психиатрии.

Лечение панических атак в Воронеже

Этим занимается именно психотерапевт, но, к сожалению к данному доктору обращаются не сразу, а лишь пройдя путь от начальной стадии депрессии до существенного ухудшения качества жизни.

Перед тем как перейти непосредственно к терапии ПА, психотерапевт подробно описывает пациенту его заболевание на физическом и эмоциональном уровне. Только после этого выбирается способ. Существует два абсолютно разных по принципу метода лечения данного недуга. Оба варианта не исключают применения комбинированной терапии. Помимо психотерапевтической помощи возможно применение фармакологических препаратов.

Что представляет собой психотерапевтический подход? Это совместный анализ ситуаций, которые могли стать причиной возникновения атак. Дальнейшие действия заключаются в том, чтобы устранить симптомы. Во многих случаях очень важно установить первопричину заболевания. Одна из основных задач психотерапевта – помочь клиенту самостоятельно избавиться от приступов. Есть несколько методик лечения. Которые помогают справиться с ПА самому, снизить чувство страха и тревоги.

Глубинная психотерапия

Стоит отметить, что к каждому отдельному пациенту применяется индивидуальный подход, именно от этого зависит успех. Врач дает подробные советы и рекомендации, позволяющие справиться с новыми ПА, а затем и вовсе исключить их.

Глубинная психотерапия предусматривает полный анализ и выявление истинных причин, которые привели к возникновению расстройств. Паническая атака, это, прежде всего, признак неблагополучия со стороны психики. Осуществляется аналитика всей жизни, чтобы получить наиболее полную картину от рождения по настоящий момент. Анализируются отношения с людьми, близкими, коллегами, друзьями. Глубинный анализ провести самостоятельно, к сожалению, невозможно, а потому без помощи психотерапевта не обойтись.