Панические атаки: симптомы и лечение

Панический атаки: симптомы и лечениеПанические атаки являются следствием заболевания, которое может быть вызвано эмоциональным расстройством, стрессом. Периодичность таких атак абсолютно разная, она может варьироваться от одного раза в год, до не нескольких вспышек в течение одного дня. Для данного заболевания, также характерна постоянная боязнь, того, что панические атаки могут повторяться снова и снова. Как правило, расстройству подвержены молодые люди в возрасте 20-25 лет, примерно 3-5% населения.

Паническая атака представляет собой комплекс симптомов, где ярко выражены чувство страха, тревоги, обеспокоенности, которые достигают своего пика в течение нескольких минут, после чего постепенно снижаются. Развитие болезни может происходить вследствие различных психопатологических изменения личности.

Причины появления панических атак

С паническими атаками сталкивался каждый человек хоть раз в жизни. Как правило, это вполне естественная реакция на факторы стресса. Кроме того, атаки проявляются при психических и психосоматических расстройствах, в период депрессии.

Паническая атака проходит у всех по разному, кто-то ощущает лишь чувство тревоги, а у других приступ сопровождается чувством страха и ужаса.

Панические атаки: классификация

Подобные атаки можно разделить на три основных вида:

• Спонтанные приступы паники, появляющиеся без видимых на то причин;
  • Ситуационные атаки, зачастую реакция на стрессовую ситуацию или ее ожидание;
  • Условно-ситуационные, которые возникают вследствие химического или биологического толчка, например, прием алкоголя или наркотиков, сбой гормонального фона.

Основные симптомы

Панические атаки можно разделить на типичные и атипичные. При этом интенсивность и вариабельность самих приступов может быть совершенно разной, как у разной группы людей, так и у одного человека.

К типичным атакам относятся приступы, проявляющиеся сердечно-сосудистыми симптомами. Это тахикардия, боли в груди, проблемы в работе сердца, что вызывает у пациентов страх смерти, связанный с заболеваниями сердца, например, инфаркт. Во время атаки увеличивается артериальное давление, что в свою очередь, вызывает чувство страха развития гипертонического криза. Еще одним распространенным симптомом является ощущение удушья, больному кажется, что он не может дышать. Для данного типа панической атаки характерны чувство жара или холода, головокружение, тошнота, страх смерти.

К атипичным атакам относятся такие симптомы: судороги в мышцах ног и рук, нарушение походки, зрения или слуха, повторяющаяся рвота, псевдопарезы, а также потеря сознания. В конце такого приступа в частых случаях наблюдается сильное мочеиспускание.

Панические приступы возникают в большинстве случаев внезапно, их симптомы прогрессируют достаточно быстро в небольшой временной промежуток, это отличает болезнь от других соматических заболеваний. Зачастую атаки настигают в период бодрствования. Если же приступ происходит во время сна, то он более длительный и, как правило, тяжелый. В среднем атака длится не более получаса.

Что делать?

Время между приступами панических атак может существенно отличаться у разных пациентов и длиться как несколько дней или месяцев, так и несколько лет. В основном в период между атаками развивается чувство страха, что приступ повториться, что в свою очередь является причиной развития депрессии. Многие бояться приобрести тяжелое соматическое заболевание, что вызывает ипохондрию.

Не стоит забывать, что симптомы панических атаки такие же, как и у многих других заболеваний соматического типа. Именно по этой причине, в первую очередь, следует пройти обследование у специалистов, чтобы исключить развитие серьезных болезней. Как правило, нужно исключить следующие виды заболевания — стенокардия и тахикардия, бронхиальная астма, гипертонические болезни, нарушения со стороны эндокринной системы, а также гормональные.

Первое, что делает пациент, это обращается к терапевту, а также узкоспециализированным врачам – кардиологу или неврологу. Если нарушений в работе систем и органов не было найдено после проведения соответствующей диагностики, тогда следует обратиться за помощью к психотерапевту.

Лечение у психотерапевта

Именно психотерапевт занимается лечением панических атак, но, к сожалению к данному специалисту обращаются не сразу, а лишь пройдя путь от начальной стадии депрессии до существенного ухудшения качества жизни.

Перед тем, как перейти непосредственно к лечению панических приступов, психотерапевт подробно описывает пациенту его заболевание на физическом и эмоциональном уровне. Только после этого выбирается способ лечения панической атаки. Существует два абсолютно разных по принципу способа лечения данного недуга. Оба варианта не исключают применения так называемого комбинированного лечения. Помимо психотерапевтической помощи возможно применение фармакологических препаратов.

Что представляет собой психотерапевтический подход? Это совместный анализ ситуаций и действий пациента, которые могли стать причиной возникновения панических атак. Дальнейшая помощь заключается в том, чтобы устранить симптомы приступов. Во многих случаях очень важно установить глубинную причину заболевания. Одной из основных задач психотерапевта является помощь пациенту самостоятельно избавиться от приступов паники. Есть несколько методик лечения. Которые помогают справиться с атаками самому, снизить чувство страха и тревоги.

Глубинная психотерапия

Стоит отметить, что к каждому отдельному пациенту применяется индивидуальный подход, именно от этого зависит во многих случаях успех лечения. Врач дает подробные советы и рекомендации, позволяющие справиться с новыми приступами, а затем и вовсе исключить их.

Глубинная психотерапия предусматривает полный анализ и выявление истинных причин, которые привели к возникновению панических расстройств. Паническая атака, это, прежде всего, признак неблагополучия со стороны психики. Осуществляется анализ всей жизни, чтобы получить наиболее полную картину, от начала жизни по настоящий момент. Анализируются отношения с людьми, близкими, коллегами, друзьями. Глубинный анализ провести самостоятельно, к сожалению невозможно, а потому без помощи психотерапевта не обойтись.